Психологи Л. П. Латаш и В. П. Данилин предположили, что у каждой фазы сна своя установка. Дельта-сон «углублен в себя», в свои «мысли»; быстрый, напротив, как бы окидывает взглядом все, что ему предшествовало, и подводит итоги. Во время быстрого сна, входящего в первые три цикла, идет своеобразная доработка и введение в память того, о чем думалось в дельта-сне. Под утро же, в четвертом и еще более в пятом цикле, когда быстрому сну дельта-сон почти не предшествует, мы целиком отдаемся во власть сновидений, отдыхая от инвентаризации, которую мы проводили в первой половине ночи.

Эта теория, которую ее приверженцы называют информационной, рассматривает все стадии сна как взаимосвязанные периоды психической активности, направленной на переработку информации — на усвоение того, что воспринималось и о чем думалось накануне. Информации накапливается много, время от времени возникает необходимость уединиться, разглядеть получше содержимое оперативной памяти, то, что может пригодиться в дальнейшем, перевести в долговременную память, а что нет — выбросить. Так как в течение дня этим заняться невозможно, очевидно, этим удобнее всего заняться ночью, когда сознание, этот главный сборщик впечатлений, спит.

Сторонники информационной теории находили поддержку в данных нейрофизиологии, согласно которым, чтобы информация перешла из кратковременной памяти в долговременную, она должна быть переведена с языка электрических импульсов на язык молекулярных перестроек. Импульсы эти циркулируют по нейронным кругам до тех пор, пока информация не запишется в молекулах. Насчет механизмов записи появились потом и другие гипотезы, но это не меняло дела: мы спим, чтобы переработать полученную информацию.

Это объяснение назначения сна кажется простым и убедительным. Чтобы переварить пищу, нужно хоть на время перестать жевать. Вот почему мы не просто «отдыхаем», а спим, выключаем свое сознание и обращаем свое бодрствование внутрь. Конечно, мы и отдыхаем тоже, мы восстанавливаем свои физические силы, но ради одних физических сил достаточно было просто полежать. Главное — силы душевные. Восстановление — это не только покой и накопление ресурсов, писал Латаш, но и своеобразная мозговая деятельность, направленная на реорганизацию воспринимаемой информации, на то, чтобы навести в воспринятом порядок. После такой реорганизации и возникает у нас ощущение свежести и отдыха.

Нравится эта статья? Подпишитесь на RSS-ленту и получите еще больше классной информации!